Что делать, если рубят дерево в городе?

Что делать, если пилят дерево во дворе или парке? Как узнать, законно ли ведутся эти работы? Что делать, если вам не хотят показывать разрешающие документы? Как себя вести, если рубка незаконна? Ответы на все эти вопросы вы сможете найти в этом видео.

Полезные ссылки:

Сайт Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Сайт Законодательного собрания Нижегородской области, где публикуются экспертные оценки зелёных насаждений

Советы: Как определить санитарное состояние дерева

 

Краткий конспект-инструкция  (будет понятен тем, кто посмотрел наш видеоурок)

ВАРИАНТ 1. АВАРИЙНОЕ ДЕРЕВО

1.1. Внешние признаки аварийности.

Аварийное дерево — дерево, представляющее опасность для жизни и здоровья граждан, имеющее один или несколько признаков: угол наклона ствола от земной поверхности равен 45 градусам и менее, наличие более половины усохших ветвей, дупла (диаметром более половины диаметра ствола) в нижней трети ствола, сухостойность ствола, наличие обширных (более 20 процентов от общей площади ствола) поражений гнилевыми болезнями, инфекционными заболеваниями и повреждений карантинными вредителями, а также гниль, труха и пустоты во внутренних слоях дерева. (статья 3 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

 

1.2. Как выносится решение о сносе дерева

Решение о вырубке (сносе) аварийных деревьев и о проведении санитарных рубок принимается по результатам обследования (визуального осмотра или инструментального исследования), произведенного ответственным должностным лицом (лицами) органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, или по результатам экспертной оценки. При комиссионном обследовании аварийных деревьев состав комиссии утверждается органом местного самоуправления. По результатам обследования зеленого насаждения составляется акт с описанием зеленого насаждения (месторасположение, видовой и возрастной состав) и признаков аварийности и болезней, а также с приложением материалов фото- или видеофиксации признаков аварийности и повреждений. (п. 8 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

1.6. Компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

(статья 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

 

ВАРИАНТ 2. ЗАКОННАЯ РУБКА ЗДОРОВОГО ДЕРЕВА 

2.1. Экспертная оценка зелёных насаждений.

Экспертная оценка зеленых насаждений проводится с целью принятия решения о их вырубке (сносе). Экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводится с целью оценки возможности их реализации. Экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке.

Результатом экспертной оценки является экспертное заключение, содержащее следующую информацию:

1) инвентаризационную ведомость обследования существующих на участке зеленых насаждений с информацией о качественном состоянии зеленых насаждений (в том числе о наличии или об отсутствии болезней растений, о характеристиках их видового состава);

2) план размещения существующих зеленых насаждений, выполненный с помощью лицензионного программного обеспечения на топографической основе в масштабе 1:500 в электронном и печатном виде;

3) пояснительную записку с указанием срока действия экспертного заключения.

(статья 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

2.2. Публикация экспертной оценки.

Экспертное заключение направляется экспертом в уполномоченное структурное подразделение Законодательного Собрания Нижегородской области для опубликования на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сайт Законодательного собрания Нижегородской области, где публикуются экспертные оценки зелёных насаждений

(пункт 5 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

2.3. Передача экспертной оценки в администрацию.

По истечении 10 рабочих дней со дня опубликования экспертного заключения на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» эксперт направляет экспертное заключение в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке, и инициатору экспертной оценки (пункт 5 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

2.4. Расчёт компенсационной стоимости.

Расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений осуществляет уполномоченный орган на основании Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и компенсационного озеленения (Утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 376).

Компенсационная стоимость должна обеспечивать выполнение аналогичных по качеству и объему услуг озеленения, достаточных для достижения зеленым насаждением размеров уничтоженного зеленого насаждения. (пункт 5 статьи 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области).

2.5. Оплата компенсационной стоимости.

Компенсационное озеленение может проводиться в натуральной и (или) денежной форме. Форму проведения компенсационного озеленения определяет орган местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. При вырубке (сносе) зеленых насаждений на озелененной территории общего пользования компенсационное озеленение проводится в натуральной форме в границах данной озелененной территории с учетом норм плотности зеленых насаждений. При превышении норм плотности зеленых насаждений компенсационное озеленение проводится в денежной форме.

При проведении компенсационного озеленения в денежной форме:

1) граждане, должностные лица, юридические лица, в чьих интересах или по вине которых произошли вырубка (снос), пересадка, повреждение или уничтожение зеленых насаждений, выплачивают средства, составляющие компенсационную стоимость;

2) компенсационная стоимость должна обеспечивать выполнение аналогичных по качеству и объему услуг озеленения, достаточных для достижения зеленым насаждением размеров уничтоженного зеленого насаждения;

3) разрешение на вырубку или проведение иных работ, связанных со сносом или пересадкой зеленых насаждений, выдается гражданам или юридическим лицам, в интересах которых происходит пересадка или снос зеленых насаждений, органом местного самоуправления после перечисления в установленном порядке в соответствующий бюджет средств, составляющих компенсационную стоимость;

4) возмещение причиненного ущерба за уничтожение зеленых насаждений не освобождает от обязанности по компенсационному озеленению. При расчете компенсационного озеленения нормы плотности зеленых насаждений в городах и иных населенных пунктах, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и не должны превышать 300 деревьев на 1 гектар территории.

(статья 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области).

2.6. Решение администрации о сносе насаждений.

Для получения разрешения на уничтожение (вырубку, снос) зеленых насаждений при размещении объектов на озелененной территории заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган следующие документы (Постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 года № 376 «Об утверждении Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения»):

  1. Письменное заявление о выдаче разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений на озелененной территории
  2. Проектную документацию, согласованную в установленном порядке, имеющую положительное заключение экспертизы в случаях, установленных действующим законодательством.
  3. Экспертное заключение по результатам оценки зеленых насаждений и проектов реконструкции озелененных территорий в случаях, предусмотренных Законом Нижегородской области «Об охране озелененных территорий Нижегородской области».
  4. Проект компенсационного озеленения (представляется в случае осуществления компенсационного озеленения в натуральной форме, в том числе при сочетании натуральной и денежной форм компенсационного озеленения).В состав проекта компенсационного озеленения включаются: разбивочный и посадочный чертежи; проект вертикальной планировки; смета работ по компенсационному озеленению.

Разрешение на вырубку или проведение иных работ, связанных со сносом или пересадкой зеленых насаждений, выдается гражданам или юридическим лицам, в интересах которых происходит пересадка или снос зеленых насаждений, органом местного самоуправления после перечисления в установленном порядке в соответствующий бюджет средств, составляющих компенсационную стоимость (пункт 5 статьи 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

2.7. Компенсационная посадка.

При проведении компенсационного озеленения в натуральной форме:

1) размер площади компенсационного озеленения, в случае реализации проектов озеленения, не может быть меньше площади поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений;

2) компенсационное озеленение проводится равноценными или более ценными видами зеленых насаждений на территории данного населенного пункта и выплачивается компенсационная стоимость зеленых насаждений (денежная составляющая компенсационного озеленения в натуральной форме);

3) в случае противоправного уничтожения или повреждения зеленых насаждений компенсационное озеленение проводится на том же земельном участке равноценными или более ценными видами зеленых насаждений;

4) разрешение на вырубку или проведение иных работ, связанных со сносом или пересадкой зеленых насаждений, выдается гражданам или юридическим лицам, в интересах которых происходит пересадка или снос зеленых насаждений, органом местного самоуправления после перечисления в установленном порядке в соответствующий бюджет средств денежной составляющей компенсационного озеленения в натуральной форме.

(пункт 4 статьи 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»).

 

ВАРИАНТ 3. НЕЗАКОННАЯ РУБКА

Если Вы увидели, что возле Вашего дома рубят зеленые насаждения, то необходимо выяснить у рабочих (вежливо и спокойно) кто (какая организация) является заказчиком, а также кто исполнитель этих работ. Необходимо потребовать показать разрешающие документы на вырубку деревьев (разрешение на вырубку зеленых насаждений, выданное органами местного самоуправления (Закон Нижегородской области от 07.09.2008 № 110-З “Об охране озелененных территорий Нижегородской области”).

Также надо выяснить, для каких целей производится вырубка.

Если вырубка деревьев производится для какой либо застройки, то даже наличие разрешения на вырубку под реализацию хозяйственной деятельности (строительства, например) не является основанием для вырубки зеленых насаждений и начала строительства. Они должны иметь на руках разрешение на строительство, выданное органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).

Если документов нет или вам их не показывают, вы имеете право вызвать полицию!

Если Вам не предоставили никакой информации, то необходимо обратиться в правоохранительные органы (полицию), чтобы те зафиксировали факт правонарушения, проверили все необходимые документы.

Также Вам желательно лично зафиксировать на фото- или видеокамеру все происходящее, лица людей, производящих вырубку, автотранспорт с номерными знаками, пеньки от срубленных деревьев на фоне близлежащих построек. Это может в дальнейшем помочь найти правонарушителя, да и Ваши слова будут подкреплены фактическими доказательствами.

Целесообразно также вызвать представителей СМИ (телевидение), чтобы придать публичность происходящему процессу. Появление людей с камерами может спугнуть нерадивых «лесорубов», что Вам, конечно, на руку.

Необходимо также обратиться в государственную природоохранную организацию, которая имеет полномочия, выехав на место нарушения, составлять протокол о вырубке зеленых насаждений, назначать наказание в пределах своей компетенции или принимать решение о передаче дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела, если ущерб природе нанесен значительный. Такой организацией в Нижегородской области является Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области: http://mineco-nn.ru/.

Телефоны круглосуточной экологической диспетчерской службы Минэкологии Нижегородской области: 8-800-200-99-25, (831) 433-22-11, http://4332211.ru

Но надо понимать, что это не «скорая помощь», и возможно они приедут только через несколько дней.

Дальнейшие действия 

Если Ваше дело передали в правоохранительные органы (полицию) для решения о возбуждении уголовного дела, то в Ваших же интересах будет всячески содействовать его разрешению в Вашу пользу: предоставить всю имеющуюся информацию и все имеющиеся доказательства следователям.

При Вашей активной и неравнодушной позиции деревья возможно спасти или, как минимум, не дать ходу начавшейся вырубке или незаконному строительству!

 

 

Подробнее о проекте «42 — Я Имею Право!»