ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД-ЭКСПЕДИЦИЯ «ПУСТЫНЬ-2013: ПОРХАЮЩИЕ ЦВЕТЫ»
![](https://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/Krapivnitsa-894x596.jpg)
Особенностью программы Пустынского похода-экспедиции является обращение к глубинным чувствам детей, позволяющее вывести на уровень осознания (через синтез экологии, философии, психологии, искусства) неразрывную связь человека с природой. Такое осознание приводит к формированию у ребенка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого.
Система Пустынских озер Арзамасского района Hижегородской области, как место проведения похода-экспедиции «Пустынь-2013: Порхающие цветы», с её огромным разнообразием экологических систем, с биоразнообразием, которое включает в себя значительную часть флоры и фауны области, с целым комплексом острейших экосоциальных проблем, идеально подходит для проведения учебно-воспитательной работы.
Программа летнего детского экологического похода-экспедиции «Пустынь-2013: Порхающие цветы» преследовала достижение следующих целей:
- Повышение экологической культуры и воспитания детей, формирование эмоционально-личностного отношения к живой природе;
- Создание условий для приобретения школьниками дополнительных знаний и практических навыков в области экологии;
- Работа над учебно-методическим комплексом «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: бабочки»;
- Практическое применение умений и навыков, полученных в ходе проведения индивидуальных работ «Бабочки Пустынского заказника»;
- Укрепление физического и духовного здоровья, организация активного отдыха детей; совершенствование навыков активного туризма – пешеходного и водного;
- Развитие детского экологического движения; приобщение школьников к участию в природоохранной деятельности;
- Всестороннее развитие личности ребенка.
Специфика походной жизни воспитывает в учащихся чувство коллективизма и ответственности за себя и за тех, кто рядом, формирует у них активное отношение к жизненным проблемам, вырабатывает у них навыки трудовой деятельности. Отсутствие факторов «цивилизации» и менторского надзора, необходимость и неизбежность ежедневной черновой работы наполняют жизнь участников лагеря простым и ясным смыслом: соблюдение режима дня, режима питания, навыки в обустройстве палатки, в обращении с костром, в приготовлении пищи, уверенное владение рабочими инструментами, соблюдение правил личной гигиены, готовность и умение помочь друг другу при травмах, ушибах, порезах, ожогах, нетерпимое отношение к беспорядку в собственной палатке и на территории лагеря, охотное выполнение обязанностей дежурного по лагерю и не менее активная помощь дежурным другой смены, взаимопомощь, способность к четкому формулированию своей позиции и внимательное отношение к противоположному мнению — все это становится нормой в лагере, нормой, основанной на собственном жизненном опыте, а не на сухих параграфах учебников.
Хозяйственная жизнь лагеря
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7202-zaezd.jpg)
В ожидании обеда
В основу учебной программы были заложены следующие принципы:
- Активная жизненная позиция: каждый ребенок преобразует мир в соответствии со своими морально-нравственными установками;
- Природоориентированное сознание: природа является непреложной ценностью;
- Личностный подход: личность каждого ребенка является непреложной ценностью;
- Взаимоуважение: общение ребенка — со сверстниками и педагогами — строится на основе взаимного уважения;
- Добровольность: участие ребенка в тех или иных мероприятиях возможно только по его желанию;
- Опора на интерес: все занятия интересны для ребенка;
- Ориентация на достижение успеха: создаются условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха;
- Научность: научная информация, излагаемая в программе, достоверна.
Учитывая возрастную специфику участников похода-экспедиции и разный уровень их знаний по биологии, организация учебно-воспитательного процесса опиралась на школьную программу с обязательным погружением в конкретный эколого-биологический контекст.
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7211-protoka.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7864-kostik2.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7275-tsvet.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7330-asya.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7354-pechyom-hleb-e1517263557734.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP8002-sostav-vozduha.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7217-karsty-e1517263639565.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7388-rabochaya-gruppa.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7832-shustov.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7279-zhivopis.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7341-logotip-lagerya-e1517263811810.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7450-obsuzhdeniya.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7485-posvyashhenie.jpg)
![](http://dront.ru/wp-content/uploads/2018/01/IMGP7317-tantsy.jpg)
Проведение летнего экологического похода-экспедиции способствовало
формированию у школьников эмоционально-личностного отношения к живой природе и природным ландшафтам;
созданию учебно-методического комплекса «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: бабочки»;
приобретению исследовательских умений и навыков во время проведения индивидуальных работ «Бабочки Пустынского заказника»;
углублению знаний по ботанике, зоологии, биологии, экологии;
активности школьников в природоохранной деятельности;
овладению навыками спортивного туризма;
приобретению опыта межличностного общения;
укреплению здоровья детей.