ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД-ЭКСПЕДИЦИЯ «ПУСТЫНЬ-2017: ПЕРЕПОНЧАТЫЕ КРЫЛЬЯ»

Особенностью программы Пустынского похода-экспедиции является обращение к глубинным чувствам детей, позволяющее вывести на уровень осознания (через синтез экологии, философии, психологии, искусства) неразрывную связь человека с природой. Такое осознание приводит к формированию у ребенка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого.

Система Пустынских озер Арзамасского района Hижегородской области, как место проведения похода-экспедиции «Пустынь-2017: Перепончатые крылья», с её огромным разнообразием экологических систем, с биоразнообразием, которое включает в себя значительную часть флоры и фауны области, с целым комплексом острейших экосоциальных проблем, идеально подходит для проведения учебно-воспитательной работы.

Берег озера Великое. Эвтрофикация, наглядно выявившаяся в текущем сезоне

 

Программа летнего детского экологического похода-экспедиции «Пустынь-2017: Перепончатые крылья» преследовала достижение следующих целей:

 

  • Повышение экологической культуры и воспитания детей, формирование эмоционально-личностного отношения к живой природе;
  • Создание условий для приобретения школьниками дополнительных знаний и практических навыков в области экологии;
  • Работа над учебно-методическим комплексом «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: перепончатокрылые»;
  • Практическое применение умений и навыков, полученных в ходе проведения индивидуальных работ по теме «Насекомые отряда Перепончатокрылые»;
  • Укрепление физического и духовного здоровья, организация активного отдыха детей; совершенствование навыков активного туризма – пешеходного и водного;
  • Развитие детского экологического движения; приобщение школьников к участию в природоохранной деятельности;
  • Всестороннее развитие личности ребёнка.

Специфика походной жизни воспитывает в учащихся чувство коллективизма и ответственности за себя и за тех, кто рядом, формирует у них активное отношение к жизненным проблемам, вырабатывает у них навыки трудовой деятельности. Отсутствие факторов «цивилизации» и менторского надзора, необходимость и неизбежность ежедневной черновой работы наполняют жизнь участников лагеря простым и ясным смыслом: соблюдение режима дня, режима питания, навыки в обустройстве палатки, в обращении с костром, в приготовлении пищи, уверенное владение рабочими инструментами, соблюдение правил личной гигиены, готовность и умение помочь друг другу при травмах, ушибах, порезах, ожогах, нетерпимое отношение к беспорядку в собственной палатке и на территории лагеря, охотное выполнение обязанностей дежурного по лагерю и не менее активная помощь дежурным другой смены, взаимопомощь, способность к четкому формулированию своей позиции и внимательное отношение к противоположному мнению – всё это становится нормой в лагере, нормой, основанной на собственном жизненном опыте, а не на сухих параграфах учебников.

Режим дня построен таким образом, что учебные занятия и экскурсии в основном проводились до обеда, а после школьники привлекаются к иным мероприятиям – спортивным, культурно-массовым. Коррективы в такой распорядок вносили ночные и ранние утренние экскурсии, погодные условия, график самостоятельных индивидуальных исследований.

Утреннюю зарядку с элементами ушу проводит вице-президент Нижегородской ассоциации ушу Александр Сергеевич Коротков

 

В основу учебной программы были заложены следующие принципы:

  1. Активная жизненная позиция: каждый ребенок преобразует мир в соответствии со своими морально-нравственными установками;
  2. Природоориентированное сознание: природа является непреложной ценностью;
  3. Личностный подход: личность каждого ребенка является непреложной ценностью;
  4. Взаимоуважение: общение ребенка – со сверстниками и педагогами – строится на основе взаимного уважения;
  5. Добровольность: участие ребенка в тех или иных мероприятиях возможно только по его желанию;
  6. Опора на интерес: все занятия интересны для ребенка;
  7. Ориентация на достижение успеха: создаются условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха;
  8. Научность: научная информация, излагаемая в программе, достоверна.

 

Учитывая возрастную специфику участников похода-экспедиции и разный уровень их знаний по биологии, организация учебно-воспитательного процесса опиралась на школьную программу с обязательным погружением в конкретный эколого-биологический контекст.

Изучение бактериальной микрофлоры Пустынских озёр. Занятия проводит кандидат биологических наук Анастасия Александровна Охапкина (Москва)

 

Занятие по этнологии проводит Дмитрий Юрьевич Доронин (Москва)
Лекции-экскурсии об истории и экологических традициях Старой Пустыни

 

Занятие по энтомологии проводит кандидат биологических наук Ольга Бирюкова (Москва)

 

Занятие по нейробиологии проводит кандидат биологических наук Сергей Борисов (Москва)

 


Занятие по нейробиологии проводит кандидат биологических наук Евгений Вознесенский (Санкт-Петербург)

 

Занятие по природоохранному законодательству проводит Алексей Краснов (Нижний Новгород)

 

Экскурсию на биостанцию проводит  Олег Николаевич Колеганов (Нижний Новгород)

 

Наши гости из ГОСНИОРХ рассказывают об особенностях своей работы

Наш давний друг Сергей Борисович Шустов проводит рассказывает о творчестве Иоганна Себастьяна Баха

 


Наши гости из Законодательного Собрания Нижегородской области и Министерства экологии

 

Традиционное посвящение новичков в пустынцы.

 

Проведение летнего экологического похода-экспедиции способствовало

  • формированию у школьников эмоционально-личностного отношения к живой природе и природным ландшафтам;
  • созданию учебно-методического комплекса «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: перепончатокрылые»;
  • приобретению исследовательских умений и навыков во время проведения индивидуальных работ по теме «Насекомые отряда Перепончатокрылые»;
  • углублению знаний по ботанике, зоологии, биологии, экологии;
  • активности школьников в природоохранной деятельности;
  • овладению навыками спортивного туризма;
  • приобретению опыта межличностного общения;
  • укреплению здоровья детей.