ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД-ЭКСПЕДИЦИЯ «ПУСТЫНЬ-2017: ПЕРЕПОНЧАТЫЕ КРЫЛЬЯ»
Особенностью программы Пустынского похода-экспедиции является обращение к глубинным чувствам детей, позволяющее вывести на уровень осознания (через синтез экологии, философии, психологии, искусства) неразрывную связь человека с природой. Такое осознание приводит к формированию у ребенка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого.
Система Пустынских озер Арзамасского района Hижегородской области, как место проведения похода-экспедиции «Пустынь-2017: Перепончатые крылья», с её огромным разнообразием экологических систем, с биоразнообразием, которое включает в себя значительную часть флоры и фауны области, с целым комплексом острейших экосоциальных проблем, идеально подходит для проведения учебно-воспитательной работы.
Программа летнего детского экологического похода-экспедиции «Пустынь-2017: Перепончатые крылья» преследовала достижение следующих целей:
- Повышение экологической культуры и воспитания детей, формирование эмоционально-личностного отношения к живой природе;
- Создание условий для приобретения школьниками дополнительных знаний и практических навыков в области экологии;
- Работа над учебно-методическим комплексом «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: перепончатокрылые»;
- Практическое применение умений и навыков, полученных в ходе проведения индивидуальных работ по теме «Насекомые отряда Перепончатокрылые»;
- Укрепление физического и духовного здоровья, организация активного отдыха детей; совершенствование навыков активного туризма – пешеходного и водного;
- Развитие детского экологического движения; приобщение школьников к участию в природоохранной деятельности;
- Всестороннее развитие личности ребёнка.
Специфика походной жизни воспитывает в учащихся чувство коллективизма и ответственности за себя и за тех, кто рядом, формирует у них активное отношение к жизненным проблемам, вырабатывает у них навыки трудовой деятельности. Отсутствие факторов «цивилизации» и менторского надзора, необходимость и неизбежность ежедневной черновой работы наполняют жизнь участников лагеря простым и ясным смыслом: соблюдение режима дня, режима питания, навыки в обустройстве палатки, в обращении с костром, в приготовлении пищи, уверенное владение рабочими инструментами, соблюдение правил личной гигиены, готовность и умение помочь друг другу при травмах, ушибах, порезах, ожогах, нетерпимое отношение к беспорядку в собственной палатке и на территории лагеря, охотное выполнение обязанностей дежурного по лагерю и не менее активная помощь дежурным другой смены, взаимопомощь, способность к четкому формулированию своей позиции и внимательное отношение к противоположному мнению – всё это становится нормой в лагере, нормой, основанной на собственном жизненном опыте, а не на сухих параграфах учебников.
Режим дня построен таким образом, что учебные занятия и экскурсии в основном проводились до обеда, а после школьники привлекаются к иным мероприятиям – спортивным, культурно-массовым. Коррективы в такой распорядок вносили ночные и ранние утренние экскурсии, погодные условия, график самостоятельных индивидуальных исследований.
В основу учебной программы были заложены следующие принципы:
- Активная жизненная позиция: каждый ребенок преобразует мир в соответствии со своими морально-нравственными установками;
- Природоориентированное сознание: природа является непреложной ценностью;
- Личностный подход: личность каждого ребенка является непреложной ценностью;
- Взаимоуважение: общение ребенка – со сверстниками и педагогами – строится на основе взаимного уважения;
- Добровольность: участие ребенка в тех или иных мероприятиях возможно только по его желанию;
- Опора на интерес: все занятия интересны для ребенка;
- Ориентация на достижение успеха: создаются условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха;
- Научность: научная информация, излагаемая в программе, достоверна.
Учитывая возрастную специфику участников похода-экспедиции и разный уровень их знаний по биологии, организация учебно-воспитательного процесса опиралась на школьную программу с обязательным погружением в конкретный эколого-биологический контекст.
Наши гости из ГОСНИОРХ рассказывают об особенностях своей работы
Проведение летнего экологического похода-экспедиции способствовало
- формированию у школьников эмоционально-личностного отношения к живой природе и природным ландшафтам;
- созданию учебно-методического комплекса «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: перепончатокрылые»;
- приобретению исследовательских умений и навыков во время проведения индивидуальных работ по теме «Насекомые отряда Перепончатокрылые»;
- углублению знаний по ботанике, зоологии, биологии, экологии;
- активности школьников в природоохранной деятельности;
- овладению навыками спортивного туризма;
- приобретению опыта межличностного общения;
- укреплению здоровья детей.