Вы нашли птицу, разбившуюся о здание. Что делать?

Каждый год осенью экоцентр «Дронт» получает от нижегородцев сообщения о гибели птиц, разбившихся о зеркальные окна различных зданий.

Причина гибели в том, что птицы не видят стекло, в котором отражается небо. Осенью и весной птицы мигрируют, и поэтому  бьются массово, целыми стайками.

Но есть масса способов избежать гибели птиц. Можно в период их активной миграции наклеить на окна силуэты хищных птиц, или даже просто наклеить на окна на скотче листки бумаги, чтобы птицы увидели препятствие и свернули.

Но для всего этого нужно желание.

ИНСТРУКЦИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ РАЗБИВШУЮСЯ ПТИЦУ

0. Если птица жива, попробуйте оказать ей помощь: отнесите в безопасное место в тень.

1.  Нужно обратить внимание владельцев здания на то, что птицы гибнут по их вине, и попросить принять меры для отпугивания птиц. Для этого можно написать им официальное письмо или обратиться через соцсети или СМИ. Если вы не знаете точно, кому принадлежит это здание, тогда остаются СМИ и соцсети.

2. Составить акт фиксации гибели птиц и направить акт и фотоматериалы в Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области

Примерная форма акта:

Акт фиксации случая гибели птиц

Мною, ФИО, адрес, в присутствии ФИО, адрес и ФИО, адрес составлен настоящий акт в том, что такого-то числа во столько-то времени в таком-то месте (адрес) обнаружены птицы, погибшие в результате столкновения со стеклами такого-то здания (адрес, название здания, если есть). Всего обнаружено такое-то количество погибших птиц таких-то видов. Фотографии с места гибели птиц прилагаются.

Подписи составителя и двух свидетелей

Карта нижегородских зданий, опасных для птиц

ПРОСИМ ВСЕХ, кто знает факты гибели птиц от столкновения с зеркальными стеклами, сообщать нам. Надо составить карту офисов-убийц и добиваться, чтобы их хозяева приняли меры по спасению птиц. Наш адрес dront@dront.ru

Подробнее о том, как и почему городская среда опасна для птиц, можно почитать в статье Александра Мацыны.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и одновременно обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 9; статья 36, часть 2; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации в нормативном единстве с провозглашенными в ее преамбуле целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними выражают, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности — принцип приоритета публичных интересов (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П и от 2 июня 2015 года N 12-П).

Положениям Конституции Российской Федерации, корреспондируют нормы ряда международно-правовых актов. Так, согласно Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3 — 14 июня 1992 года), право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы было обеспечено справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды (принцип 3); для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него (принцип 4). Основывающаяся на фундаментальном принципе финансовой ответственности владельца предприятия, чья деятельность стала причиной экологического ущерба или возможной угрозы такого ущерба, Директива 2004/35/СЕ Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21 апреля 2004 года «Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий» указывает, что установление такой ответственности необходимо для побуждения владельцев предприятий к принятию мер по развитию технологий, позволяющих минимизировать риск экологического ущерба.

В современном экологическом законодательстве действуют принципы экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, а так же  платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Аналогичные принципы заложены и при осуществлении градостроительной деятельности (ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст.ст. 9, 32 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений; мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии со статьями  77, 78 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.  Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Исчисление размера вреда, причиненного объектам животного мира производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания (утв. приказом МПР РФ от 28 апреля 2008 г. N 107)