17.12.2003

Новое в управлении особо охранемыми природными территорими: МПР продолжает разваливать заповедную систему России.

Новости

17
декабря 2003 года

Новое в управлении
особо охранемыми природными территорими: МПР продолжает разваливать заповедную
систему России.

Вчера распространен очередной
приказ МПР, подписанный В.Г.Артюховым, направленный на «совершенствование»
работы с кадрами заповедников и национальных парков в стиле, принятом во всем
Министерстве.

Мы публикуем текст
приказа
и комментарий к нему, распространенный Московским
представительством Всемирного Фонда дикой природы.

От себя хотелось бы добавить,
что заповедники и национальные парки — одни из немногих госучереждений в системе
МПР, которым до сих пор удавалось поддерживать высокий уровень природоохранной
работы, а также удерживаться в рамках здравого смысла в организации своей
деятельности, несмотря на обилие «ценных руководящих указаний» из
Москвы, зачастую абсурдных и взаимоисключающих. Последнее творение управленцев
из МПР стремится подгнать и эти госучереждения под общую планку — «в
целях повышения эффективности»…
Какой может быть эффективность работы самого управленческого аппарата МПР
мы все имели возможность наблюдать 5-6 декабря 2003 года, когда «по ошибке»
ВСЕ заповедники и национальные парки России получили телеграммы о «нецелесообразности
своего дальнейшего существования».

 

МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

г. Москва
                                N
1107                           15.12.2003
г.

О внесении
изменений в штатные расписания
национальных парков и государственных природных заповедников

В целях повышения эффективности
работы государственных учреждений — национальных парков, государственных природных
заповедников, совершенствования работы по подбору и расстановке кадров п р
и к а з ы в а ю:

1. Ввести в штатные расписания
государственных учреждений — национальных парков, государственных природных
заповедников (далее — государственных учреждений), следующие должности заместителей
директора: заместитель директора по лесохозяйственной деятельности (главный
лесничий) √ в государственных учреждениях, имеющих на подведомственных территориях
государственный лесной фонд, заместитель директора по охране окружающей природной
среды и экологической безопасности, заместитель директора по управлению, экологическому
образованию и экотуризму (главный менеджер), заместитель директора по науке,
заместитель директора по общим вопросам.

2. Определить, что основными
функциями заместителя директора по лесохозяйственной деятельности (главного
лесничего) является организация выполнения комплекса лесохозяйственных и лесоохранных
мероприятий, в том числе обеспечение объемов работ, предусмотренных программами
по лесовосстановлению и лесоразведению; мероприятия по охране лесов от пожаров,
лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней; определение ежегодных
объемов рубок промежуточного пользования (рубок ухода и санитарных рубок),
прочих рубок.

3. Определить, что основными
функциями заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической
безопасности являются вопросы сохранения биоресурсов и биоразнообразия, вопросы
мониторинга состояния животного и растительного мира, проведение биотехнических
мероприятий по специальным программам и принятие своевременных мер по сохранению
биологического разнообразия природных экосистем и объектов животного мира,
вопросы экологической безопасности и экологического мониторинга.

4. Определить, что основными
функциями заместителя директора по управлению, экологическому образованию
и экотуризму (главного менеджера) являются вопросы организации природоохранной
и эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков,
вопросы взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации, с
кредитными организациями, вопросы привлечения инвестиций, международных займов
и грандов.

5. Определить, что основными
функциями заместителя директора по науке являются вопросы ведения научно-исследовательских
работ в области рационального природопользования, охраны окружающей природной
среды, сохранения биоресурсов и биоразнообразия, экологической безопасности.

6. Определить, что основными
функциями заместителя директора по общим вопросам является ведение административно-хозяйственной
деятельности, вопросы охраны природных комплексов, объектов животного и растительного
мира от внешних посягательств, охраны объектов хозяйственного назначения,
находящихся на территории государственного учреждения, организация взаимодействия
с правоохранительными органами.

7. Назначение на должности
заместителей директора, указанных в п.1 настоящего приказа, производит директор
государственного учреждения после согласования в установленном порядке в МПР
России, в том числе: заместителя директора по лесохозяйственной деятельности
(главного лесничего) согласовывает первый заместитель (заместитель) Министра
природных ресурсов Российской Федерации — Руководитель государственной лесной
службы МПР России, заместителя директора по охране окружающей природной среды
и экологической безопасности, заместителя директора по общим вопросам согласовывает
первый заместитель (заместитель) Министра природных ресурсов Российской Федерации
— Руководитель государственной службы охраны окружающей природной среды; заместителя
директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму (главного
менеджера) согласовывает заместитель Министра природных ресурсов Российской
Федерации, курирующий вопросы финансово √ экономического блока; заместителя
директора по науке согласовывает заместитель Министра природных ресурсов Российской
Федерации, курирующий вопросы научного обеспечения и инновационной деятельности.

8. Директорам государственных
учреждений: внести до 26.12.2003 соответствующие изменения в штатные расписания
на 2004 год; обеспечить оперативный подбор соответствующих кандидатур на должности
заместителей директоров в соответствии с п.1 настоящего приказа, имея в виду,
что основными критериями подбора кандидатов должны быть соответствующее занимаемой
должности высшее образование и необходимый опыт работы.

9. Департаменту кадров,
повышения квалификации и социальной политики МПР России (Кривич) обеспечить
в установленном порядке оперативное согласование представляемых кандидатур
на должности заместителей директора государственных учреждений с первыми заместителями
(заместителями) Министра в соответствии с п.7 настоящего приказа.

10. Руководителям территориальных
органов МПР России по субъектам Российской Федерации оказывать государственным
учреждениям, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации, необходимую помощь по вопросам подбора кандидатур на соответствующие
должности заместителей директоров государственных учреждений.

11. Контроль за исполнением
настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Караганова В.В.

Министр В.Г. Артюхов

(с) 2003, Министерство
Природных Ресурсов Российской Федерации  

 

КОММЕНТАРИЙ
К ПРИКАЗУ

Текст подготовлен
и распространен
Московским представительством Всемирного Фонда дикой природы

Из преамбулы приказа следует,
что он издан «в целях повышения эффективности работы государственных природных
заповедников и национальных парков», хотя любому руководителю заповедника
или национального парка при ознакомлении с приказом будет очевидно, что эффект
будет диаметрально противоположным — именно снижение эффективности работы.

На сегодняшний день «стандартный
набор» заместителей директоров включает:

  • в заповедниках: по охране
    территории, по научной работе, по экологическому просвещению, по общим вопросам;
  • в национальных парках:
    по охране территории, главный лесничий (в ряде случаев главный лесничий и
    является заместителем директора по охране территории), по научной работе,
    по экологическому просвещению, туризму и рекреации, по общим вопросам.

Приказ вносит сумбур в
устоявшуюся и зарекомендовавшую себя с положительной стороны структуру штатов
государственных природных заповедников (апробирована в течении 11 последних
лет) и национальных парков (апробирована в течении последних 3 лет).

Приказ искусственно
усложняет структуру управленческого аппарата заповедников
, вводя для 95
заповедников МПР России должность главного лесничего (такая должность существовала
в заповедниках до 1992 года и именно это лицо руководило службой охраны, с
1992 года в связи с формированием специальной государственной инспекции по
охране заповедников эта должность была упразднена и введена должность заместителя
директора по охране (на которого должностными обязанностями возложен круг
вопросов в сфере лесного хозяйства и с которыми до сих пор этот заместитель
справлялся).

Приказ искусственно (и
бессмысленно) дробит функции по охране территории между главным лесничим (мероприятия
по охране лесов от лесонарушений, как косноязычно следует из приказа) и заместителем
директора по охране окружающей среды и экологической безопасности (вопросы
сохранения биоресурсов и биоразнообразия).

Приказ вопреки многолетней
практике возлагает вопросы экологического мониторинга, включая мониторинг
животного и растительного мира на заместителя директора по охране окружающей
среды и экологической безопасности
, тогда как во всех заповедниках это
входило и должно входить в компетенцию заместителя директора по научной работе.
Экологический мониторинг, как единственный объективный показатель состояния
охраны территории заповедников, теперь изымается из ведения заместителя директора
по науке и передается заместителю директора по охране, очевидно для того,
чтобы никто не мог объективно, на основании мониторинга, оценить состояние
охраны или, вероятно, степень ее развала.

Приказ устанавливает также,
что к числу основных функций заместителя директора по управлению, экологическому
образованию и экотуризму относятся и вопросы организации природоохранной
деятельности
. Одновременно приказ относит к числу основных функций заместителя
директора по общим вопросам и вопросы охраны природных комплексов и объектов.
При наличии фактически тех же основных функций у главного лесничего и зама
по охране среды налицо перспектива дезорганизации природоохранной деятельности
заповедников и национальных парков. Приказ относит взаимодействие с правоохранительными
органами к основным функциям зама по общим вопросам, тогда как эта сфера всегда
относилась к компетенции заместителя по охране.

Приказ устанавливает для
заповедников должность заместителя директора по науке, чем в ходит в противоречие
с действующим Положением о государственных природных заповедниках в Российской
Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации
(в ред. от 23.04.96 г. N 527), согласно которому эта должность называется
заместитель директора по научной работе. В этой связи возможная (в связи с
выходом приказа) ликвидация должности заместителя директора по научной работе
и введение должности заместителя директора по науке (с последующими кадровыми
перемещениями) представляется неправомочной.

Приказ делает немыслимый
виток бюрократизации
в процессе согласования заместителей с соответствующими
руководителями министерства. До сих пор только назначение заместителя
директора по научной работе согласовывалось с профильным Департаментом, курирующим
ООПТ (работники которого хорошо знают научные кадры в системе заповедников
и национальных парков). Теперь же директора заповедников и национальных парков
лишены самостоятельности в подборе всех своих заместителей и должны будут
вести длительную переписку (о процедуре «бумагооборота» в МПР России наслышана
вся России) с МПР России. Причем заместителя директора по науке будет согласовывать
заместитель Министра, никогда не курирующий ООПТ и не представляющий положения
дел в заповедниках и национальных парках. А заместителя директора по управлению,
экологическому образованию и экотуризму будет согласовывать заместитель Министра,
курирующий финансово-экономический блок (и безнадежно далекий от проблем экологического
образования и экотуризма).

Приказ фактически требует
от директоров заповедников и национальных парков не просто внесения изменений
в штатные расписания, вслед за этим директора должны будут «вывести за штат»
ныне действующих замов и «подвесить» их, не назначая на новую должность незамедлительно,
а направить соответствующее представление в Министерство. Не трудно предугадать,
насколько все это способно осложнить психологическую обстановку в коллективах
заповедников и национальных парков.

Приказ требует от директоров
заповедников и парков ввести изменения в штатные расписания в штатные расписания
на 2004 год до 26 декабря 2003 г. В этом году приказом Министра уже был усложнен
порядок согласования штатных расписания (теперь директора должны получать
визу в Департаменте кадров, а само расписание согласовывает непосредственно
курирующий ООПТ заместитель Министра. Значительная часть директоров уже согласовала
эти расписания на 2004 год, значит им придется все делать заново.

Хочется отметить, что
сам приказ подготовлен без учета мнения специалистов Департамента особо охраняемых
природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия МПР России, без
учета мнения руководителей заповедников и национальных парков, вообще без
учета мнения людей, что- либо знающих о работе заповедников и национальных
парков. Символично, что п.4 приказа свидетельствуют о том, что авторы приказа
слово «гранты» пишут через «д».

Налицо очередной шаг МПР
России, направленный на дестабилизацию работы системы федеральной системы
государственных природных заповедников и национальных парков.