12 декабря после двух нелегких недель конференции ООН по климату в Париже 195 стран мира приняли международное Соглашение по изменению климата.

Сам факт появления Соглашения многие считают большим достижением, но немало политиков, ученых, общественников, и других специалистов, которые видят это соглашение провалом с точки зрения климатической справедливости и уважения к наиболее уязвимым странам.

С 30 ноября по 12 декабря все страны мира пытались договориться о совместных действиях против изменения климата, о новом глобальном соглашении, которое в 2020 году должно прийти на смену Киотскому протоколу. Стоит отметить, что, хотя формально Киотский протокол о совместных действиях стран еще действует до 2020 года, в нем участвует так мало государств, что их выбросы парниковых газов составляют не более 15% от суммы мировых выбросов.

Постоянно действующим всеобщим мировым документом с 1992 года является Рамочная Конвенция по изменению климата(РКИК), но в ней определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата. А нарастающие губительные для стран и людей последствия климатических изменений требуют конкретных совместные действия всех государств — и для снижения выбросов парниковых газов, и для адаптации к климатическим последствиям.

И вот, спустя 2 недели страны согласовали текст и приняли Соглашение. Для многих это является невероятным достижением. Действительно, к общему соглашению прийти было очень непросто, над каждым пунктом соглашения работа шла невероятно трудно, чтобы формулировки устроили все государства – развитые и развивающиеся, бедные и богатые, те, что больше всех страдают от изменения климата, и те, что производят больше всех выбросов парниковых газов.

Советник президента по изменению климата Александр Бедрицкий сказал: »Сегодня мировое сообщество начинает новый исторический этап более чем 20ти летней истории международного климатического сотрудничества. Российская Федерация с удовлетворением воспринимает одобрение Парижского соглашения. Соглашение интегрировало принципы, цели, задачи, механизмы, которые вместе соответствуют принципам конвенции… Впервые в международном договоре в ясной форме закреплены задачи и механизмы адаптации для снижения уровня уязвимости к климатическим изменениям. Укрепление потенциала стран, особенно развивающихся, для снижения потерь и ущерба от опасных явлений, связанных с изменениями климата…».

Тем не менее многие организации считают, что соглашение недостаточно амбициозно, и не решает всех проблем, связанных с изменением климата. Международная организация «Друзья Земли» представленная на конференции СОР-21 одной из самых крупных и активных групп общественных наблюдателей, участником которой был и Климатический секретариат Российского Социально-экологического союза/Друзей Земли России, выпустил пресс-релиз, где высказал самые главные по мнению Друзей земли, недоставки принятого соглашения:

—  Соглашение отмечает, что стремится удержать глобальное потепление ниже уровня 2 градуса Цельсия, не удалось в тексте отразить ограничение повышения температуры на 1,5 градусов; (примечание Климатического секретариата РСоЭС: на деле сегодняшние обязательства стран по снижению выбросов дают возможность удержаться лишь в пределах 3 градусов. Если считать, что прописанные в Соглашении 2 градуса — это намерение, чтобы через несколько лет страны усилили свои действия по снижению выбросов и обеспечили на деле ограничение глобального потепления двумя градусами);

— вместо того, чтобы указать процент сокращения выбросов или дату прекращения использования ископаемого топлива, в Соглашении только говорится, что необходимо обеспечить пик глобальных выбросов «как можно скорее», а нулевые выбросы к 2100 году;

— в Соглашении нет юридически обязательного пути усиления сегодняшних слабых национальных обязательств на период после 2020 года — в Соглашении прописан лишь очень слабый механизм «по стимулированию диалога» в 2018 году (с целью усилить обязательства стран – прим. Клим Секр. РСоЭС) — но нет механизма, гарантирующего, что этот диалог даст реальный результат.

— более формальная глобальная инвентаризация будет сделана к 2023 году, а затем через каждые 5 лет  (это означает, что корректировка целей в сторону усиления может произойти существенно позже 2025 года)

— очень слабый механизм по «потерям и ущербу» — который должен был бы определить правила компенсаций странам в случаях, если последствия изменения климата непоправимы. Текст никак не упоминает компенсацию и ответственность за людей, которые страдают от воздействия изменения климата.

— единственным юридическим обязательством по финансам в Соглашении является необходимость для развитых стран сообщать о финансах, которые они предоставляют – не прописаны механизмы обеспечения этих обязательств, и нет численных целей – сколько средств будет собрано и направлено на помощь тем, кто нуждается в поддержке.

Среди положительных моментов Соглашения можно назвать появление отдельной статьи, посвященной адаптации, и необходимости каждой стране разработать климатические планы. Появилась и более общая формулировка о роли лесов, что дает возможность в рамках Соглашения рассматривать меры учета и сохранения не только тропических, но и бореальных лесов (важность этих решений отмечалась в Позиции российских неправительственных организаций, принятой к переговорам).

«Благодаря парижскому соглашению страны будут мотивированы на пересмотр национальных целей по сокращению выбросов в пользу усиления, а значит, появится шанс сдержать глобальное потепление на уровне ниже 20С, – комментирует Алексей Кокорин – Разница между 20С и 30С колоссальная: согласно последним научным данным, при потеплении на 20С от проблем, связанных с водой(засух и опустынивания, наводнений, штормов, подтопления низменных территорий), к середине XXI века будет страдать 300-500 млн человек, а при потеплении на 30С – 3 млрд человек».

Более подробный анализ нового Соглашения будет опубликован на сайте РСоЭС через несколько дней.

RSEU Climate Secretariat

www.rusecounion.ru

P.S. 26 декабря 2014 года Правительством Нижегородской области Нижегородская региональная общественная организация  »Экологический центр «Дронт» включена в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные    (социальные) проекты   (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, а 22 мая 2015 года Министерством юстиции РФ, вопреки здравому смыслу, при отсутствии у организации иностранного финансирования, эта же организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.