Ну что, довыкашивались?
Изображение говорит за себя: Дятловы горы над Волгой и Окой, на которых вырос Старый Нижний, поползли.
Что дальше? Будут отваливаться по частям дороги, дома?
Шесть лет назад начали уничтожать сочное разнотравье на склонах под Кремлем и над Окой непрерывно жужжащими триммерами, и мы предупреждали, что закончится это плохо.
Четыре года назад на экскурсиях для чиновников и благоустроителей лучшие нижегородские ботаники и энтомологи рассказывали о сложном природном порядке на луговых склонах: злаки сильными корнями держат почву, бобовые травы – синеглазый мышиный горошек, чина, красный и белый клевер – ее улучшают, ароматные медоносы привлекают насекомых. И все вместе укрывают и рыхлят землю, делают ее подходящим домом для крошечных животных, невидимо для нас делающих саму почву.
На обритых склонах в жару их дом превращается в пекло, и они попросту свариваются. Невинно репрессированные создания! Мы бы тоже сварились. Белок не выдерживает температуры выше 60-70 градусов.
Нет почвенных организмов — некому делать почву. Нечему держать склоны — нет настоящего дерна,у постоянно обстригаемых злаков корешки слабые.
Три года назад на нижегородских склонах начались первые оползни, которые чиновники окрестили «оплывинами» и объяснили их воздействием редкого атмосферного явления «дождь».
И три года назад же зеленым удалось поправить местный зловредный закон «О чистоте и порядке». Казалось, что это победа.
«А никаких склонов в городе нет»
Татьяна Паутова, руководитель общественной экологической приемной:
— Когда в области появилась норма, что трава в населенных пунктах не имеет права быть выше 15 см (закон Нижегородской области № 1443 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»), мы сразу же поняли, что такая регулярная стрижка означает медленное уничтожение городских экосистем. В 2013 году, наконец, после долгих усилий, закон удалось изменить.Сейчас высота травяного покрова на территории населенных пунктов не должна превышать 15 см, но за исключением некоторых территорий, в том числе «склонов оврагов и рек».
Но… сразу после изменения закона траву на склонах продолжили стричь. И вскоре нижегородцы увидели проплешины и другие симптомы эрозии на всех склонах, в том числе на Кремлевском холме — визитной карточке города.
Мы напомнили об изменениях в законе, которые позволяют избавить хотя бы склоны откошения налысо. Но оказалось, что… никаких склонов оврагов и рек в Нижнем Новгороде нет.
Эксперт-геолог, автор книг, учебников, монографий, Борис Исаевич Фридман, доцент кафедры физической географии и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета, члену Нижегородского регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» подготовил справку о территориях в Нижнем Новгороде, относящихся к категории «склоны рек и оврагов». Из нее однозначно следует, что весь Нижегородский окско-волжский откос, в том числе и Кремлевский холм — это склоны Оки и Волги. А остальные склоны в нагорной части Нижнего Новгорода, включая городские съезды — «склоны оврагов». Даже не важно, является ли овраг естественным или частично искусственным образованием (как Зеленский съезд), поскольку природные процессы везде идут одинаково.
Еще до начала регулярных оползней несколько ведущих нижегородских ученых-биологов, которых попросили прокомментировать позицию горадминистрации, независимо друг от друга написали, что регулярное выкашивание склонов вредит городским экосистемам и биоразнообразию, разрушает экологический каркас города.
Александр ШИРОКОВ, директор НИИ Ботанический сад ННГУ, доцент кафедры ботаники ННГУ, кандидат биологических наук:
Большая часть территории откосов Оки и Волги — луговые и опушечные сообщества. Среди огромного разнообразия видов этих луговых сообществ — растения, включенные в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области, ятрышник шлемоносный, башмачок настоящий, лунник оживающий, бубенчик лилиелистный, лилия кудреватая, стальник полевой и многие другие. Именно благодаря окским склонам мировой науке стали известны многие виды рода манжетка.
Частое кошение приводит к сокращению флористического разнообразия, выпадению из состава сообществ многих видов. Вообще считается, что наиболее эффективны для удержания склонов низкие кустарники. Почему бы не использовать высадку на склонах наших аборигенных кустарников, редких и исчезнувших с территории города в результате как раз кошения и пожаров на склонах? Так произошло с кизильником черноплодным (Красная книга Нижегородской области). Он обильно произрастал в районе Тобольских казарм на склоне Оки, сейчас полностью исчез. Миндаль низкий (бобовник), спирея городчатая, ракитник Цингера, дрок германский, роза волосистая (яблочная) — сейчас требуются меры для сохранения этих видов в области. Посадки этих кустарников вдоль склонов спасли бы и склоны от оползней, и их от вымирания. А декоративный эффект склонов бы усилился.
Ольга ШТЫРЛИНА, кандидат биологических наук, доцент НГПУ им.Минина:
Выкашивание, особенно бурьянной растительности (крапивы, лопуха, полыни, мари и пр.), необходимо, но в разумных пределах. Склоны откосов — это разнотравные суходольные луга, с разным режимом увлажнения вдоль склона. Луговые газоны обычно скашивают дважды за сезон, так как им требуется время для созревания семян. Современное ежемесячное скашивание, как мы уже неоднократно убеждались, ни к чему хорошему не приводит.
А.А.ШЕСТАКОВА, доцент каф. ботаники ННГУ, кандидат биологических наук:
На южных склонах Дятловых гор сформировались участки остепненных лугов. Для некоторых степных видов растений склоны Дятловых гор являются самой северной точкой ареала на территории области. Сохранение этих сообществ важно для биоразнообразия региона. Увы, деятельность городских служб наносит им непоправимый вред. Частое сенокошение на склонах с южной экспозицией губительно, оставшаяся после кошения растительность не может препятствовать иссушению почвы, растения также высыхают и гибнут, а дернина, за развитие которой ратуют городские службы, разрушается. В результате такой хозяйственной деятельности появляются участки с сухой выгоревшей травой, которые не только не эстетичны, но и пожароопасны и увеличивают опасность оползней. Правила ухода за искусственными газонами нельзя применять к луговым сообществам.
И вот еще два года позади, а в Нижнем на Зеленском съезде и у метромоста уже массово сходит грунт, и легковерные журналисты повторяют за чиновниками: «Оплывины произошли из-за переувлажнения почвы». А в начале марта «из-за схода снега» поползли склоны Почаинского оврага. А в прошлом году «из-за ливня» пласт земли сошел на Похвалинском съезде. Ливней в наших краях больше не стало…