30.05.2018
Ольга Чупаченко

Репортаж с форума «Зеленый Нижний 2020»

На форум отвели немного времени — с 11 до 14. И это на всё — пленарку, анонсы тематики круглых столов, сами столы и резюме от каждой группы в конце. И получилось не так уж плохо. Народ не растекался в мыслях, говорили коротко и по делу. А поскольку всем было не все-равно, то эмоции, жесты помогали передавать весь жар мыслей и чувств, и каждое выступление было очень ярким.

К сожалению, побывать на всех пяти столах в конференц-зале IT-парка «Анкудиновка» не удалось. Не могла оторваться от «своего», по озеленению. Но их все обошел наш мэр Владимир Панов, который этот форум и организовал.

На «Раздельном сборе мусора» он пообещал, что уже в бюджет следующего года будут включены расходы на массовое внедрение контейнеров разного цвета. Решили, что пока будет желтый и обычный. В обычный народ будет нести пищевые отходы и всякую сырую и грязную бяку. А в желтый — бумагу, пластик, стекло, металл, дерево, все, что легко можно будет рассортировать. Если люди захотят сортировать сами и сбывать вторсырье, то по коллективному решению добавят столько контейнеров, сколько захотят. Тут, конечно, нужна многофакторная тарифная политика и ее еще отлаживать и отлаживать. Но вектор правильный.

Кстати, на форуме мэр сообщил, что сдвинулся вопрос по ликвидации огромной свалки в Шуваловской промзоне (Ленинский р-н). Там в советское время был полигон промышленных отходов, а сейчас стихийно везут все подряд. 18 мая город заключил контракт на разработку проекта рекультивации за 14,4 млн. руб.

За другими столами горячо обсуждали вопросы общественных инспекторов, экопросвещения, экокарт. А наша группа обсудила вопросы озеленения.

По мнению нашего модератора Татьяны Паутовой (экоцентр «Дронт») основная проблема здесь — массовая экологическая безграмотность как населения, так и лиц, принимающих решения. Ярчайший пример этому — безумная косьба всего , что пытается расти в городе. Косить начинают в мае, не давая возможности траве отцвести и сбросить семена, выбивая ее триммерами до голой земли, в результате чего наши газоны уже наполовину лысые, склоны оползают, никакого биоразнообразия.

Ландшафтный архитектор Ольга Воронина добавляет, что городской земле страшно не хватает биоматериала. Поэтому обрезая деревья, что-то скашивая — все нужно измельчать и оставлять здесь же в виде мульчи для обогащения почвы. Она напомнила, что уже был разработан не один объемный документ с оценками состояния городских насаждений и рекомендациями специалистов: «Зеленый фонд Нижнего Новгорода», Концепция парков НН», «Зеленая политика НН». Но власти это когда-то приняли и убрали вдолгие ящики, никто этим не руководствуется.

Зам. директора Горкомэкологии Евгений Иванов считает, что методики расчета компенсационного озеленения просто не позволяют его компенсировать. Например, если вы вырубили 10 молоденьких деревьев диаметром 6-12 см, то применяется коэффициент 0,6, и вместо 10 вы обязаны посадить всего 6. А если диаметр ствола 12-24 см — все-равно коэффициент 0,8. Значит, за 10 уже вполне крепких деревьев вы сажаете 8 (которые еще когда вырастут, и выживут ли все). Вот это для чего все придумано?

Евгений Федорович предложил снова и снова ставить вопрос о целевом фонде по озеленению, чтобы компенсационные деньги использовались именно на восстановление зеленых насаждений, не растворялись в общем бюджете.

Лесопатолог Валерий Темнухин высказал много интересных предложений, в частности обратил внимание на то, что территории ветхого фонда как правило имеют много взрослых раскидистых деревьев, и может быть не стоит где-то вычищать эту территорию начисто, чтобы потом заново строит и заново сажать. А, к примеру, убрав деревянные бараки, слегка благоустроив и осветив этот участок, мы можем получить уже вполне приличный сквер или парк, который не надо выращивать десятилетиями.

Были споры по поводу американских кленов. Кто-то считает их вредными для людей (алллергены) и местной флоры (не дают расти даже траве). Кто-то за то, что пусть растут, поскольку растут быстро, неприхотливы, дают много зелени. Наверное, истина где-то посередине. Где есть возможность заменять их местными породами или декоративными — прекрасно. Ну а куда руки не доходят, пусть там будет и такая зелень, поглощающая пыль, шум, дающая тень.

Я порадовалась, что Владимир Панов подошел к нашему столу тогда, когда Мария Попова («Комитет защиты Волжской поймы») рассказывала, что в пяти крупных нижегородсках парках есть выведенные когда-то территории, которые необходимо вернуть назад. Например 400 берез в парке Пушкина решили было срубить для строительства оперного театра. Слава богу, не срубили, и есть альтернативы для театра, но 400 берез в парк не вернули, и значит они под угрозой. Такие же бреши есть в парке Кулибина, в Светлоярском и Автозаводском парке. А в Сормовском проблема с островом на озере, который в городском реестре выведен из состава парка, а в областном нет. Тоже непорядок.

Мария Попова выступает на круглом столе «Озеленение города». Фото Татьяны Паутовой.

И мне повезло озвучить мэру предложение продолжить наш прошлогодний проект «Мое дерево в моем городе». Когда бы город помогал с саженцами, посадкой, а люди бы помогли с уходом. Причем это можно делать не только рядом со своим домом, но и рядом с офисом. И такие островки уже не «чужих», а «наших» деревьев не только украсят город, но и нас сделают лучше. Люди в такой работе начинают дружить между собой, участся взаимодействовать, в том числе и с властью. Мы становимся добрее к зеленым друзьям и просто добрее. Если ты посадил дерево, то оно уже не будет тебе безразлично. И детям пример хороший. Будет улучшаться не только экологическая, но и социальная среда.

Ну, что могли, донесли. Мне показалось, что мэр это услышал.

Хочется надеяться, что предложения специалистов и общественности, которые обработают и передадут в городскую администрацию модераторы круглых столов, не утонут где-то в недрах канцелярий. Капля камень точит, надо постоянно поднимать экологческие вопросы, и что-то по шажку будет сдвигаться. От этого дня у меня осталось хорошее ощущение от людей. Есть энергия в людях. И то, что их никак не удавалось заснять толком, косвенно это подтверждает.

 

Ольга Чупаченко

Фото Татьяны Паутовой, Ольги Чупаченко