Новая карта малонарушенных лесных территорий (МЛТ) показывает, что дикая лесная природа исчезает быстрее, чем когда-либо. Планета теряет каждый день 20 тысяч гектаров дикого леса.

Над созданием обновлённой мировой карты малонарушенных лесных территорий работали Мэрилендский университет, Гринпис, Институт мировых ресурсов и Общество охраны  природы. Карта создана на основе космоснимков и отражает границы МЛТ на конец 2016 года (до этого карту обновляли в 2013 году).

Четверть лесов планеты сохранились почти в первозданном виде. Значительная часть (почти 95 %) сосредоточена на территории 17 стран, в том числе в Канаде, России, Бразилии, Демократической Республике Конго, США, Перу, Индонезии, Колумбии, Венесуэле и Боливии.

С 2000 по 2016 год в среднем по миру площадь дикого леса сокращается примерно на 8,7 миллионов гектаров в год — это больше, чем площадь Австрии. За 16 лет планета утратила 9,3% площади малонарушенного леса. Самые большие потери уникальных лесов приходятся на Россию, Бразилию и Канаду.

За последние три года дикие леса стали исчезать на 20 %  быстрее, чем в период с 2000 по 2013 год. Стремительнее всего дикие леса сокращаются в России — на 90 % быстрее, чем за предыдущий период (в Индонезии —  на 62 %, и в Бразилии — на 16 %). Исчезновение МЛТ связано с вырубкой леса.

Под малонарушенной лесной территорией понимают незаселенный и неосвоенный участок дикой лесной природы в пределах лесной зоны площадью не менее 50 тысяч гектаров.  МЛТ может включать в себя леса и другие природные экосистемы: реки, озёра, болота, безлесные высокогорья, луга. Малонарушенные лесные территории критически важны для поддержки биоразнообразия, в том числе сохранения мест обитания диких животных, как широко распространённых (лоси, волки, бобры), так и редких, находящихся под угрозой исчезновения.

Утрата и фрагментация диких лесов часто связаны с трагедиями на местном уровне и нарушением уклада жизни коренных народов. Но исчезновение диких лесов — это глобальная трагедия: мы разрушаем леса — основу климатической стабильности

— Фрэнсис Сеймур, сотрудница Института мировых ресурсов.

«Чтобы сохранить последние дикие леса Земли, — сказал руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко — нужно перестать добывать древесину на территории МЛТ и развивать полноценное лесное хозяйство на староосвоенных лесных землях. Эти староосвоенные земли более доступны и продуктивны, чем дикие леса (именно поэтому они осваивались людьми в первую очередь), обеспечены инфраструктурой и трудовыми ресурсами. В таёжной зоне полноценное лесное хозяйство даёт примерно втрое больше рабочих мест в расчете на ту же площадь лесов, чем простая добыча древесины в диких лесах, и рабочие места при правильном лесном хозяйстве не исчезают по мере исчерпания лесных ресурсов. А постоянные рабочие места — это именно то, что сейчас более всего нужно для сохранения жизнеспособности лесных деревень и посёлков».