02.11.2018

Асхат Каюмов: Нужен документ, регламентирующий порядок работ по благоустройству

Асхат КАЮМОВ, руководитель экологического центра «Дронт»

 

Если говорить про программу «Комфортная городская среда», она реально реализуется первый год. С одной стороны, сам формат, который был предложен, списки общественных пространств, реализация, которая предусматривала две стадии консультации с жителями, разработка на основе этих консультаций концепции и дальше ее реализация — всё это разумно, потому что позволяет учесть мнение людей.

Реализация этого подхода выявила ряд недостатков, которые всплыли практически на всех стадиях. На первой стадии, на стадии консультации с населением, горожане были недостаточно проинформированы. И со стороны заинтересованной части населения было много претензий, что мы не знали про ваше обсуждение, а теперь вы делаете не то, что нам нравится. При этом следует понимать, что проблема решаемая. Мы свои предложения по этому вопросу внесли. Это и соцсети, это и активный сайт у самого института, это и использование социальной рекламы по телевидению, это и прямое информирование жителей близлежащих кварталов и людей, работающих поблизости от того места, где это будет происходить. Всё это вполне решаемо, только надо этим заниматься.

Обсуждение благоустройства территории Щелковского хутора. Фото Татьяны Паутовой.

Вторая стадия — это следующие обсуждения, когда итоговая концепция должна быть верифицирована участниками предыдущих обсуждений. Один раз поговорили, что-то выговорили, второй раз поговорили. Появился конечный вариант, который те, кто участвовал в обсуждении, в таком виде не видели, и для них он оказывается сюрпризом. Это история с тем же сквером у площади Свободы, когда говорят: «Да, вы согласовали историчность места. А откуда взялись стелы?!»

«Дагестанский ручей» на Щелоковском хуторе

Следующее узкое место, которое надо поправить, — стадия перехода от концепции к проекту. Как оказалось, на стадии разработки проектно-сметной документации неожиданно появляются работы, которые не были предусмотрены той самой, пусть даже согласованной с жителями, концепции. Яркий пример — это Щелоковский хутор, где в концепции было написано, что нужно чуть-чуть благоустроить и почистить ручей. А на стадии проектно-сметной документации появился вот этот прекрасный «дагестанский ручей», эти гигантские объемы работ по перевозке из Дагестана 400 тонн красивых камней и укладывание их вдоль всего ручья. То есть в проектно-сметной документации появились очень дорогие работы, которые не оговаривали в концепции. Или та же история со спиливанием деревьев на площади Свободы. В концепции ни звука не было сказано про то, чтобы спиливать эти деревья, а в проектной документации появляется снос деревьев в порядке реализации проекта.

Вырубка в сквере 1905 года

То есть опыт реализации программы «Комфортная городская среда» однозначно требует дальнейшей отработки процедур, чтобы итоговый проект в каком-то виде тоже верифицировался, чтобы он был доступен. Понятно, что не надо подробно обсуждать, какого цвета будет камень, какого цвета будет столб. В этом нет необходимости. А общая информация о проекте, как он будет реализовываться, мне кажется, это должно быть публично доступно до того, как будет объявлен аукцион. Потому что сейчас нам говорят: да висит вся проектная документация на сайте аукциона. Но в этот момент уже ничего не исправишь. Понятно, что после того, как город объявил аукцион, очень трудно отыграть что-нибудь в любую сторону.

И еще один очень важный момент. В той же проектно-сметной документации не хватает документа по порядку исполнения работ, который указывал бы подрядчику технические регламенты. Например, где должны ездить машины и строительная техника, где они должны стоять, где должны складироваться строительные материалы, щебёнка, песок и так далее. Потому что не имя четких указаний, эти прекрасные люди, выигравшие аукцион на выполнение работ по благоустройству, поступили как любые строительные компании, строящие дорогу Москва—Воркута. У нас аукционы практически всюду выиграли строительные компании. И они работали на зелёной территории как на стройплощадке, когда убивается практически все, когда машины и трактора ездят не там, где был бы минимальный ущерб, а там, где им удобно, по принципу: «нет дорог, зато есть направления».

Сквер им. Грабина

И это надо оговаривать сразу, потому что иначе возникает огромное количество проблем, включая нарушения федерального законодательства. Как на Щелоковском хуторе, где щебенку высыпали прямо на урез воды, что не просто недопустимо, но и является грубым нарушением федерального законодательства. Или мы закладываем какие-то работы по ремонту газонов, при этом в ходе этих работ, до ремонта газонов, мы укатываем их колёсами, что вообще никуда не годится.

3-е озеро на Щелоковском хуторе

И еще один момент, который уже касается просто культуры исполнения. Опять та же самая история: строительные компании не привыкли смотреть вокруг, когда едут. Поэтому происходят массовые нарушения практически на всех площадках: при производстве работ водители и трактористы обламывают кусты, обламывают ветки деревьев, обдирают стволы. Им и в голову не приходит, что этого делать не надо, и что если это произошло, деревья надо полечить.

парк «Дубки»

Приходилось практически каждому подрядчику указывать, что ваши ребята накосячили. Получали в ответ: «Ой, да, да! Будем лечить!» В конце концов на площади Свободы даже обмотали зеленые насаждения тканью, чтобы водители их видели и понимали, что здесь не надо как на танке разъезжать. Эти вещи надо как то укладывать подрядчикам в головы, а в техдокументации надо закладывать вещи, связанные с прокладкой коммуникаций, прокладкой дорожек. Потому что сейчас, когда строитель делает дорожку и кладет бордюрные камни, а на его пути попадаются корни деревьев, что он делает? Он их перерубает.

сквер им. Грабина, траншея под кабель

В том же сквере имени Грабина протягивали кабель. Дело нужное, чтобы все было электрифицировано, чтобы в сквере было освещение. Но на пути прокладки кабеля два рядом стоящих дерева. Ребята прокапывают канаву, перерубают корни одного дерева, корни другого дерева. Владимир Панов их носом тыкал в это дело, говорил: «Ребята, вы что?!» — «Так мы кабель кладем», — говорят они. Мэр: «Ну так ведь так же нельзя!». — «Ой, а мы не подумали!»

У подрядчиков нет каких-то критериев в головах и поэтому эти критерии надо прописывать в техзаданиях, что прокладка коммуникаций, прокладка дорожек, прокладка бордюров должна быть не менее чем в метре от дерева. Это записано в правилах благоустройства. Но когда у нас строительные компании читали правила благоустройства?

Мы предлагали на будущее прямо в техзадание вбивать штрафы за все эти нарушения: повреждения корней, стволов деревьев. Но в результате договорились с департаментом благоустройства, что будет регулярный контроль со стороны административно-технической инспекции, потому что это обычное грубое нарушение правил благоустройства, за которое можно составлять протокол и наказывать.

Я надеюсь что в будущем году будет достигнута договоренность, чтобы административно-техническая инспекция регулярно (хотя бы раз в две недели) выходила на все эти площадки и смотрела, как исполнители работают, с тем, чтобы постепенно отучить их от нынешней бесцеремонности. Я понимаю, что это произойдет не быстро, но будем их приучать соблюдать правила и бережно относиться к природе.

Ну и по остальным упомянутым мной вопросам, я думаю, по итогам реализации проекта «Комфортная городская среда» в этом году будут сделаны выводы, и в будущем году и обсуждение, и проектирование, и выполнение работ будут организованы лучше.

Источник: Политбук

Фото Татьяны Паутовой