17.04.2019

Доктор наук Владимир Кривошей: «Нет необходимости заниматься гигантоманией и перекрывать реки»

Делая
доклад на Научном совете РАН 10 апреля 2019 года, доктор технических наук
Владимир Кривошей выступил с резкой критикой строительства Нижегородского
низконапорного гидроузла.

Учёный сообщил, что в
2014 году в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие
водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» было
выполнено исследование различных вариантов решения проблемы судоходства на
Волге.

 Анализ этих вариантов был проведен по таким
критериям, как транспортная эффективность, экологическая безопасность,
социально-демографический эффект и так далее.

«Исследование
показало, что
строительство
Нижегородского низконапорного гидроузла — один из худших вариантов решения
проблемы, — сообщил учёный в своем докладе. — Его принятие нарушает базовый
принцип гидростроения в России — комплексность использования водных ресурсов.

Все гидротехнические сооружения Волжско-Камского каскада решают комплексные
задачи, а проект низконапорного гидроузла имеет исключительно воднотранспортную
концепцию. Интересы других
водопользователей не учитываются».

По словам В.А.Кривошея, наиболее целесообразный вариант решения
проблемы судоходства – это
строительство
третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов в
сочетании с дноуглублением
и оптимизацией попусков через плотину Горьковской ГЭС. Это подтверждают проработки,
выполненные Гипроречтрансом еще в 2000-х годах.

«Такое решение существенно улучшит
судоходные условия, не окажет негативного влияния на сложившуюся экосистему и
не создаст каких-либо проблем для населения», — заявил Владимир Кривошей.

По
словам доктора технических наук, стоимость третьей нитки шлюзов будет в
несколько раз меньше, чем стоимость строительства низконапорного гидроузла, а
ее грузопропускная способность будет на 7 млн тонн больше, чем для
проектируемой плотины.

«Глубина на пороге
третьей нитки шлюза будет 365 см, что обеспечит проход судов с осадкой 325 см и
запасом воды под днищем 40 см, — сделал прогноз Владимир Кривошей, опираясь на
расчеты. — При такой глубине через шлюзы смогут свободно проходить практически
любые суда, включая весь туристический флот. Исключение будут составлять только
суда типа «Волга-Дон», которым необходима глубина 400 см».

«Вопрос
стоит в повышении эффективности работы крупнотоннажного флота, но для этого
заниматься гигантоманией и перекрывать реки нет никакой необходимости, — заявил
учёный. — Есть более простые, более экономичные и экологичные решения».

По словам Владимира
Кривошея, для достижения глубины 400см достаточно, кроме строительства третьей
нитки, выполнить еще два мероприятия.

Первое
мероприятие
— частичное перераспределение стока
Горьковского водохранилища.

«Вполне будет
достаточно сбросные расходы через Горьковский гидроузел увеличить с 1100м3/с  до 1300м3/с., — сообщил учёный. —
Никакой сложности в этой части нет, нужно только внести соответствующие
поправки в Правила использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского
водохранилищ, которые в настоящее время находятся в стадии переработки».

Второе
мероприятие
— проведение небольшого объема дноуглубительных работ на перекатах, которое после частичного
перераспределения стока оно легко позволяет выйти на глубину 400см.

 «Иногда приходится слышать, что дноуглубление,
якобы, приводит к посадке уровней в реке. Но такое утверждение либо от
непонимания существа вопроса, либо от лукавства, целью которого является
желание любой ценой протащить разрабатываемый проект низконапорного гидроузла»,
— подчеркнул учёный.

По
словам Владимира Кривошея, дноуглубление влияет на посадку уровней только в том
случае, если грунт попутно извлекается из русла с целью его последующей
реализации, то есть когда идет добыча нерудных строительных материалов. Но если
грунт не извлекать, а оставлять в определенном месте в русле, то и посадки
уровней от дноуглубления не будет.

«Необходимо
иметь в виду также, что грунты в нижнем бьефе Горьковского гидроузла сегодня
уже не те, что были 50-60  лет назад,
когда шла интенсивная эрозия русла, — добавляет доктор технических наук. —
Наилок и песчаные грунты смыты, а в русле остались в основном плотные глины,
которые не подвергаются размыву. Следовательно, посадки уровней в реке уже не
будет. Серьезно относиться к
высказываниям сторонников строительства нижегородского низконапорного
гидроузла, заявляющим о такой посадке уровней, не стоит».

«К сожалению, такое простое,
экономичное и экологичное решение проблемы 
осталось без внимания Минтранса России, — констатирует В.А.Крившей. —
Сегодня снова вернулись к проекту строительства низконапорного гидроузла, но
уже без мостового перехода. При этом в расчет не принимаются ни мировые
тенденции развития внутреннего водного транспорта, ни положение внутреннего
водного транспорта внутри страны».

Говоря об ущербности
проекта гидроузла, учёный, отметил следующие моменты:

*Плотину предполагается
использовать всего 3-4 месяца в году, когда судоходные глубины для пропуска
крупнотоннажных судов недостаточны. В
полноводные же годы гидроузел будет тормозить судопропуск и поэтому его
использование будет нежелательным
;

*В результате строительства низконапорного гидроузла грунт будет смыт в
зону выклинивания Чебоксарского водохранилища и впадения Оки в Волгу, то есть
непосредствено осядет у Нижнего Новгорода (где уже сейчас появились
многочисленные острова и побочни)
. Как это скажется на качестве воды и на
том же судоходстве, неизвестно.

«Исходя из изложенного,
строительство нижегородского низконапорного гидроузла следует считать
нецелесообразным, а сам проект, выполненный без рассмотрения альтернативных
вариантов, необоснованным», — сделал учёный вывод в своем докладе.

Справка

Кривошей
Владимир Александрович —
доктор технических наук, лауреат
премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, крупнейший
в России специалист в области использования водных ресурсов.