Насколько комфортной получилась городская среда?
Подведены итоги первого рейтинга общественных пространств Нижнего Новгорода, обустроенных в 2019 году и ранее.
Институт урбанистики инициировал оценку «благоустроенных» в 2019 году пространств разными группами экспертов. Оказались в этом коллективе и экологи, специалисты экоцентра «Дронт», которые взглянули на пространства «по живому» и сделали свои выводы и рекомендации.
Оценивались следующие территории:
Сквер имени Грабина
Игровой комплекс у Автозаводского парка
Сквер 1905 года
Щелоковский хутор
Парк Дубки
Пл. Ошарская
Пляж в Затоне им.25 лет Октября
Сквер на Черном пруде
Детский городок на ул.Сурикова
Нижне-Волжская набережная
Сквер в центре Сормова
Сквер имени Григорьева
Молодежная площадка в Детском парке имени Я.М. Свердлова
Улица Большая Покровская от пл. Минина до ул. Октябрьской
Лидером рейтинга оказалась Детская площадка на ул. Сурикова, где 16 ноября и состоялось награждение победителей.
Хотя эксперты экоцентра «Дронт» на первое место поставили бы «Дубки», который по итогам оказался на втором месте.
Наиболее низкие баллы получили сквер им. 1905 года и сквер в центре Сормова.
Системные ошибки в программе «Комфортная городская среда», которые отмечает экоцентр «Дронт»:
1. При проектировании не думают на темы: как будет передвигаться транспорт во время работ, где будут храниться материалы в ходе работ. В итоге газоны превращаются в дороги для транспорта и площадки для материалов. Рекомендации: При проектировании в проектах прорабатывать вопросы перемещения техники только по твердым покрытиям и хранения материалов не на зеленых зонах. Соответственно, эти требования должны закладываться в ТЗ на проектирование.
2. Муниципальные заказчики не осуществляют контроль за соблюдением экологических требований при выполнении работ. АТИ не осуществляет текущего контроля хода работ на предмет соблюдения требований Правил благоустройства, с подрядчика никто за них не спрашивает. Рекомендации: При объявлении закупок в контрактах прописывать, что заказчик еженедельно контролирует исполнителя на соблюдение Правил благоустройства (особенно раздела 6) и возлагать на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации Нижнего Новгорода обязательное осуществление такого контроля. Закрепить список обязательных для контроля вопросов (можем подготовить) распоряжением главы города.
3. При проектировании никто не думает над дальнейшим устойчивым самоподдерживающимся существованием создаваемых живых комплексов. В итоге делают «красивышный» рулонный газон (убивая зачастую существующий устойчивый естественный), который без ухода дохнет, но его труп сильно мешает восстановлению естественого травостоя. Рекомендации: В ТЗ на проектирование закладывать приоритетно естественные газоны и местный породный состав кустарников и деревьев, чем обеспечивать существенно большие шансы на дальнейшее их самовыживание.
4. У проектировщиков зачастую нет понимания, что такое «природный комплекс», они относятся к деревьям и кустам как к торшеру в гостиной, переставляя из угла в угол. Рекомендации: При заказе проектов благоустройства записывать в ТЗ обязательность соблюдения Правил благоустройства (в части нормативов отношения к зеленому фонду) и Закона Нижегородской области № 110-З «Об охране озелененных территорий…» (в части обеспечения на ОТОП нормативной площади зеленых насаждений, в просторечии именуемой 70/30) и следить за соблюдением этих требований в конечных проектах.
5. Подрядчик относится к месту работы как к строительной площадке, а не как к территории благоустройства, с соответствующим бульдозерным отношением к «мешающей» зелени. Заказчик его в этом отношении не разубеждает. Рекомендации: При приемке работ по благоустройству приглашать местных жителей, активно участвовавших в обсуждении концепции и проекта.
6. Самое главная, на самом-то деле (надо ставить первым номером) системная проблема в том, что заказчику отчитаться в Москву об освоении в срок средств на благоустройства сильно важнее, чем результат этого благоустройства. Для него качественное благоустройство — случайный возможный дополнительный бонус от процесса освоения федеральных денег, будет — отлично, не будет — ну и ладно, и так сойдет.
Кстати, программе ФКГС и ее проблемным местам посвящен наш мини-сериал «Дискомфортная среда».
Вот первая серия: