07.08.2017

«Овражный» фестиваль как глоток свободы

Фестиваль «Не засыпай!» прошел 5 августа в засыпаемом Почаинском овраге.

В двух шагах от шумной Большой Покровки — другой мир. За зарослями скрываются стоящие на дне оврага старинные дома Лудильного переулка. Дальше — технического вида здание, так называемый клуб «Лондон», репетиционный зал-студия. Кругом буйная зелень.

Сейчас в этом затерянном месте необычно людно. За «Лондоном» устроена открытая сцена. Перед сценой – сиденья для зрителей, сколоченные из палетов. За сиденьями начинается стена розовой недотроги выше человеческого роста, прорезанная ручьем, и дальше – весь загадочный мир оврага.

Скоро зазвучит андеграундная музыка, потихоньку появляются люди с разноцветными волосами и в разнообразных головных уборах, но пока больше тех, кого привлекла не музыка, а слоган «Не засыпай!», кто против того, чтобы эти шесть гектаров зелени среди исторического центра уничтожила застройка.

Начинаются дебаты. Сторонники организации в овраге ландшафтного парка – эколог Асхат Каюмов и ландшафтный архитектор Анна Воронина — должны сражаться со сторонниками засыпки. Но искренний «засыпщик» лишь один, блоггер Дмитрий Митрохин. Второго нижегородца, искренне желающего, чтобы легендарный Почаинский засыпали, организаторы так найти и не смогли. Поэтому роль сторонника засыпки взял на себя один из организаторов – Леша. Он вжился в роль, повторял стандартные аргументы насчет мусора в овраге, который пришлось убирать перед фестивалем, и вообще «необходимости прогресса», а после дебатов подошел и сказал, что, конечно, он против засыпки. Против были и все, кто пришли на фестиваль. Такие разные, но объединенные этим местом.

Анна Воронина рассказывала в своих трехминутных выступлениях о том, как сейчас все европейские города восстанавливают по крупицам устойчивые экосистемы, ландшафты с «естественной морфологией» — потому, в частности, что именно такие ландшафты «разгружают» водные потоки во время ливней, не дают им устремиться на улицы и затопить их. Если Почаинский не будет выполнять эту роль – затопит нижележащую Рождественскую.

Вскоре после дебатов жару сменил ливень, и мы воочию увидели, как по асфальтовой дорожке вниз оврага потек ручеек, чтобы пропасть в зарослях, не принеся вреда. Лишь таволга и мохнатый кипрей, пойменные виды, свидетельствуют о высокой влажности почвы, напоминая, что здесь, в сущности, не овраг, а пойма речки, забранной в трубы 150 лет назад.

После дебатов начался концерт, но значительная часть пришедших собралась на экскурсии. Одни выбрали совместное исследование местности с архитектором Ириной Масловой, другие – ботаническую экскурсию Татьяны Паутовой, однако через какое-то время группы слились и с энтузиазмом, невзирая на погоду, поднимались и спускались по склонам, познавая молочай Бородина и змеевик большой, по пути жуя ягоды черемухи.

Со дна оврага гремела музыка, и все происходящее, а также фон – дикие заросли, джунгли из неизбежного клена американского и благородного клена платанолистного, вязов и ясеней, высоких зонтичных и ярких колокольчиков на луговых участках — создавало уже забытое ощущение глотка свободы. Призрак Христиании возник посреди богоспасаемого града Нижнего Новгорода. То есть куска Копенгагена, где такие же «самодеятельные люди» в далекие 70-е поселились на месте заброшенных казарм и где теперь популярнейший туристический объект с незарегулированным природным миром по берегам канала.

Кстати, в конце дебатов, когда дали слово зрителям, экскурсовод Виктория Азарова поделилась, что туристы, осмотрев Старый Нижний, спрашивают ее, где здесь можно поесть и где посидеть в парке – но так, чтобы никуда не ехать. А парков в центре, считай, нет.

За то, чтобы парк появился, продолжался сбор подписей.

Ирина Фуфаева

activatica.org

Фото Татьяны Паутовой, Ирины Фуфаевой